Официальный сайт

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 4 «Колокольчик»
г. Серафимовича Волгоградской области

Консультации специалистов ДОУ

В нашем детском саду работают специалисты: учитель-логопед, педагог-психолог, старшая медицинская сестра. Подробнее о них вы можете узнать на их личных страничках.

 

ЛОГОПЕД

Untitled-2.1.jpg

996f7aebdbcc4e00.jpg

Новохатская Татьяна Анатольевна

учитель-логопед

 График работы учителя-логопеда

на 2022 - 2023 учебный год

Адрес Понедельник Вторник Среда Четверг Пятница
ул. Октябрьская, 171 а 9.00-13.00   15.00-17.40    
ул.Республиканская,56   9.00-13.00   15.00-17.40  
ул. Свечникова, 17     15.00-17.40   9.00-13.00

 

Рабочая программа учителя-логопеда на 2022-2023 учебный год pdf.

Перспективный план коррекционно-методической работы учителя-логопеда на 2022-2023 учебный годpdf

 

Циклограмма рабочего времени

на 2022-2023 учебный год

9.00-13.00- Индивидуальная работа с детьми

09.30-12.10- Индивидуальная работа с детьми

15.00-17.40-- Индивидуально-консультационная работа с детьми

совместно с родителями / консультации для родителей, воспитателей. 

Советы и рекомендации родителям будущих первоклассников.docx

Артикуляционная гимнастика в стихах.docx

Развитие речи детей 4-5 лет.docx

Игры для развития фонематического слуха.pdf

Рекомендации логопеда родителям по выполнению домашнего задания.pdf

Коррекция звукопроизношения — самый распространенный вид работы логопеда

Самыми распространенными недостатками речи у дошкольников являются различные виды нарушения звукопроизношения: неумение произносить тот или иной звук, замена одного звука другим, искажения имеющегося звука.

Нарушения могут быть вызваны разными причинами: возрастные нарушения (самостоятельно проходят); дефекты строения челюсти, мягкого и твердого неба; массивная или короткая уздечка; неправильное расположение зубов; недостаточность работы мышц речевого аппарата.

Работа по исправлению произношения звуков состоит из трех основных этапов:

— подготовительного (тренировка движений органов артикуляционного аппарата);

— этапа появления звука (постановка звука);

— этапа усвоения звука в речи (автоматизация, отработка звука в слогах, словах, фразах, стихах и рассказах).

Развитие фонематического восприятия

bb1667226aabe63f7e780ee6a618bb65.jpg-300x212.jpgФонематическое восприятие — это способность воспринимать и различать звуки речи — фонемы. Качественное исправление звукопроизношения будет гарантировано при условии развитого фонематического восприятия. Развитие фонематического восприятия положительно влияет на формирование всей фонетической стороны речи, в том числе слоговой структуры слова.

Развитие фонематического восприятия лежит в основе работы по коррекции звукопроизношения, формированию лексико-грамматических представлений, обучению чтению и письму. Нарушение фонематического восприятия приводит к тому, что ребенок не воспринимает на слух (не дифференцирует) близкие по звучанию или сходные по артикуляции звуки речи.

Его словарь не наполняется теми словами, в состав которых входят трудноразличимые звуки. В дальнейшем малыш начинает значительно отставать от возрастной нормы. Как узнать, не нарушено ли фонематическое восприятие у ребенка?

Попросите повторить различные слоги и слова, при этом ребенок не должен видеть Вашего рта: са-ша-са, та-да-та, ра-ла-ра, са-за-са, жук-сук, том-дом-ком, день-тень-пень, Паша-наша-ваша, бак-мак-лак.

Если у ребенка достаточно развито слуховое внимание, слуховая память и фонематическое восприятие, то он повторит речевой материал без ошибок.

Расширение словаря и формирование

грамматического строя речи.

У ребенка с нормальным речевым развитием к пяти годам оказываются сформированными все грамматические категории родного языка; он говорит развернутыми фразами, используя сложносочиненные и сложноподчиненные конструкции, правильно согласовывает слова с помощью любых предлогов, падежных, родовых окончаний и пр. Словарь пятилетнего ребенка составляет 3-4 тысячи слов, в нем представлены все части речи; ребенок активно использует словообразование и словотворчество.

Иная картина наблюдается у ребенка того же возраста с общим недоразвитием речи. Словарный запас не превышает 1,5—2 тысяч слов, низок уровень способности к построению предложения. Заметны ошибки при употреблении падежных окончаний, предлогов, согласовании частей речи (три ведры, заботились белкой, медвежонки). Самостоятельно такие нарушения не проходят, необходима специально построенная логопедическая работа.

 Формирование слоговой структуры слова.

Если в речи дошкольника имеются перестановки, пропуски или добавление лишних звуков и слогов, значит структура слова воспроизводится неверно. До трех лет такое явление нормально. Беспокоиться о состоянии речи ребенка не нужно. В возрасте 4—5 лет указанные явления являются сигналом стойкого нарушения слоговой структуры слова, и в таком случае ребенку требуется помощь специалиста-логопеда. Самостоятельно такие нарушения не проходят. Работа по устранению нарушений слоговой структуры проходит ряд этапов и требует значительного времени. Попросите ребенка повторить слова: милиционер, регулировщик, аквариум, сковородка, виноград, черепаха. Он должен произносить их правильно.

Растягивание укороченной подъязычной уздечки.

Укороченная уздечка ограничивает движения языка, это мешает нормальному произношению звуков Л и Р. Вам могут предложить ее «подрезать», однако хирургический метод не всегда приводит к желаемому результату и может потребовать повторного вмешательства. Уздечку можно не резать, а растягивать. Этот процесс не травмирует психику ребенка, и через несколько занятий уже будут заметны результаты.

Советы родителям,у которых ребенок не говорит: 

• Необходимо больше разговаривать с ребёнком, все свои действия обозначать словом.

• Учить ребенка слушать и слышать («послушай- это машина едет, птичка поет, а это тикают часы» и т.п ).

• Читать небольшие сказки, простые стишки которые соответствуют возрасту ребенка.

• Рассматривать семейные фотографии.

• Рассматривать иллюстрации в книгах.

• Гуляя на улице рассматривайте явления природы.

• Развивать мелкую моторику рук (с помощью мозаик, пазлов, пластилина, перебирания крупы, можно использовать прищепки.)

• Напевать ребенку простые песенки, проговаривать потешки.

• Не говорить при ребенке об его отставании, не злитесь на него из-за этого.

• Вызывайте желание подражать взрослому. Можно вместе удивляться увиденному: ух ты!

Первые слова, произносимые на эмоциональном фоне, могут быть междометиями: ой, ай, ух. Ребенку позволительно повторять только гласные: о, а, у.

Чем раньше будет начата работа по преодолению недоразвития речи, тем эффективнее будут результаты!

Рекомендации по выполнению домашнего задания

Результативность логопедической помощи ребенку зависит от степени заинтересованности и участия родителей в исправлении речи. Важная роль в сотрудничестве родителей и учителя-логопеда отводятся домашним заданиям.

1. Что такое логопедическое домашнее задание?

Логопедическое домашнее задание — это индивидуальная форма учебной деятельности дошкольника, которая осуществляется без непосредственного руководства и контроля со стороны учителя-логопеда, но по его поручению.

2. Каково значение логопедического домашнего задания?

1) Выполнение домашних заданий является огромной помощью логопеду. Дети, которые занимаются дополнительно дома с родителями по заданиям логопеда, гораздо быстрее и успешнее вводят в повседневную речь не только поставленные звуки, но и сложные речевые конструкции.

Самое главное, что должны понять родители, – без их участия, поддержки результат работы логопеда будет минимальным.

2) Логопедическое домашнее задание имеет большое воспитательное, обучающее и коррекционное значение: при правильной организации его выполнения у дошкольников вырабатываются новые знания и умения, а также навыки самостоятельного мышления, умение себя контролировать, воспитывается ответственное отношение к своим новым обязанностям, закрепляется весь пройденный материала на занятиях у логопеда.

 Родители должны понять то, что, не выполняя требований логопеда сегодня, завтра с ребёнком-дошкольником они не смогут потребовать в будущем от школьника собранности, самостоятельности, ответственности.

3. Почему родителям необходимо выполнять логопедические домашние задания?

Выполнение домашних заданий родителей с детьми необходимы для того, чтобы как можно скорее ликвидировать отставание детей, как в речевом, так и в общем развитии. Особое значение родителей в исправлении речевой патологии заключается в том, что, используя предложенный материал, они получают возможность закрепления ребёнком полученных на логопедических занятиях речевых умений и навыков в свободном речевом общении. Это возможно в повседневной жизни: во время игр, прогулок, экскурсий, походов в магазин, на рынок, в библиотеку и т. д.

ПАМЯТКА

Рекомендации по выполнению логопедического домашнего задания

1. Принуждать ребёнка заниматься нельзя! Занятия лучше проводить в игровой форме. Пусть выполнение домашних заданий станет для ребенка игрой.

2. Подготовьте ребёнку удобное место для занятий, достаточно и правильно освещённое.

3. Правильно выбирайте время для занятий:

 - шумные, эмоциональные игры нежелательны перед сном;

- ребёнок не должен быть уставшим, больным, сонным или не выспавшимся;

- недопустимо отрывать ребёнка от любимого занятия;

- начинайте выполнять домашнее задание в одно и то же время после обеда или прогулки.

4. Проверьте, правильно ли ваш ребёнок сидит, кладёт тетрадь, держит ручку или карандаш.

5. Перед началом любой работы внимательно прочитайте задание, обсудите и проговорите с ребёнком его выполнение.

6. Артикуляционную гимнастику выполняйте перед зеркалом.

7. Формируйте положительную мотивацию выполнения домашнего задания, его дальнейшую перспективу.

8. Поощряйте своего ребёнка за хорошо выполненное домашнее задание.

9. Хвалите ребенка, радуйтесь его результатам, связанным с положительной отметкой. Ваш ребёнок нуждается в похвале и поддержке, особенно когда испытывает какие-то трудности. Не забывайте хвалить ребёнка не только за удачи, но и за старания.

10. Помогайте ребёнку в выполнении домашнего задания только в том случае, если он в этом нуждается.

11. Не пытайтесь выполнять задание за своего ребёнка, лучше пусть он вообще не сделает домашние задание, чем сделаете его вы. Ведь логопед наверняка увидит, что явно выполнено взрослым, и ребенок честно скажет, что это сделала мама, когда он спал. Лучше не сделать вообще, чем учить ребенка такому обману – потом это обернется против самих родителей.

12. За одно занятие не следует давать больше 2-5 упражнений (в зависимости от индивидуальных возможностей ребёнка), не следует торопить ребёнка во время выполнения заданий.

13. Продолжительность одного занятия может составлять от 10 минут и не должна быть больше 15- 20 минут.

14. Консультируйтесь с учителем-логопедом, если видите, что ваш ребёнок испытывает затруднения с подготовкой домашних заданий или вам что-либо непонятно по его выполнению.

15. Занятие начинайте с более простых, посильных для ребёнка заданий, усложняйте постепенно, не торопите его, дайте время подумать.

16. Главные помощники при выполнении домашнего задания с ребёнком - терпение, выдержка, доброжелательность; резкий тон и раздражение недопустимы, ребёнок должен чувствовать себя комфортно; не жалейте похвал, даже если успехи незначительны.

17. Если вы заметили, что у ребенка пропал интерес к занятию, прекратите его, возобновив снова спустя некоторое время.

 18. Не торопитесь и не стремитесь научить ребёнка всему и сразу, осваивайте каждое задание постепенно, только когда освоено предыдущее, переходите к следующему.

19. Не заостряйте внимание ребенка на недостатках его речи. Однако, когда изучаемый звук находиться на этапе автоматизации (т.е. поставлен), родителям нужно в ненавязчивой форме напомнить о его правильном произношении.

20. Речь родителя (родителей) должна быть образцом для ребенка.

Выполнение данных рекомендаций позволит родителям отследить положительную динамику развития и коррекции речи своих детей, а совместная работа учителя-логопеда и родителей поможет детям ещё до поступления в школу преодолеть речевые нарушения и сформировать у них уверенность в своих силах и возможностях.  

КАК ГОВОРИТ ВАШ РЕБЁНОК

Каждый родитель задаётся вопросом: «А правильно ли говорит мой ребёнок?». Чтобы составить полное представление о речи ребёнка в целом, необходимо обратить внимание на следующие параметры:

  • понимание речи;
  • оценка речи по звучанию (звукопроизношение);
  • фонематический слух;
  • связная речь;
  • лексико-грамматический строй речи;
  • состояние голоса;
  • темп речи.

Понимание речи включает в себя понимание инструкции, которую необходимо выполнить в определённой последовательности. С возрастом в задания включаются ответы на вопросы, объяснение наиболее часто употребляемых пословиц.
Связная речь подразумевает составление рассказа по серии картинок, либо по сюжетной картинке. Здесь же ребёнок должен безошибочно повторить предложение, состоящее из определённого количества слов.
Оценка речи по звучанию предполагает определить внятность речи ребёнка.
Фонематический слух. Оценивается способность к отхлопыванию ритмов, правильность произнесения ряда звуков и их последовательности, способность производить звуко-буквенный анализ слов и умение по звукам составить слово.
Лексико-грамматический строй речи. Оценивается способность изменять слова по родам, числам, падежам, а также слоговая структура слова (слово должно быть произнесено без пропусков букв, слогов).
Состояние голоса. Обращается внимание на звучность и способность менять интонацию голоса. Младшим школьникам предлагается изменить повествовательное предложение на вопросительное и восклицательное предложение.
Темп речи. Говорит ли ребёнок либо слишком медленно, либо слишком быстро.

Советы логопеда.

1. Не старайтесь ускорить ход естественного речевого развития ребёнка. Не перегружайте его речевыми занятиями. Игры, упражнения, речевой материал должны соответствовать возрасту.
2. При общении с ребёнком следите за своей речью. Говорите с ним, не торопясь. Звуки и слова произносите чётко и ясно, непонятные слова, обороты, встречающиеся в тексте, непременно объясните.
3. Не подделывайтесь под детскую речь, не злоупотребляйте уменьшительно – ласкательными суффиксами – всё это тормозит речевое развитие.
4. Своевременно устраняйте недостаток речи ребёнка, стремясь указать неточности и ошибки, встречающиеся в его речи, будьте осторожны, ни в коем случае не смейтесь над малышом, самое лучшее – тактично поправить то или иное слово, если ребёнок торопится высказывать свои мысли или говорит тихо, напомните ему: «Говорить надо внятно, чётко, не спеша».
5. Не оставляйте без ответа вопросы ребёнка. И не забудьте проверить: «А понятен ли ему ваш ответ?» Если в доме есть магнитофон, записывайте речь ребёнка. Такие записи не только помогут в работе над речью, но со временем будут хорошим подарком для сына или дочери.

https://nsportal.ru/detskiysad/logopediya/2014/01/19/rekomendatsii-roditelyam-ot-uchitelya-logopeda

ПЕДАГОГ-ПСИХОЛОГ

Фото0424.jpg

Напалкова Елена Анатольевна

психолог

График работы психолога

на 2022-2023 учебный год

С понедельника по пятницу (через день)

Время       Содержание работы
08.42-11.00 Психодиагностика (индивидуальная, подгрупповая)/Коррекционно-профилактические, развивающие занятия (индивидуальные)
11.00-12.18 Методическое время
------------ ------------
14.42-15.20 Консультирование воспитателей(индивидуальное, подгрупповое)
15.20-17.00 Коррекционно-профилактические, развивающие занятия (индивидуальные)
17.00-18.18 Консультирование родителей (индивидуальное, групповое)

 

Консультация педагога-психолога "Будущий первоклашка".pdf

Консультация "Как обеспечить ребенку безболезненное расставание с родителями во время адаптации к ДОУ?".pdf

Консультация для родителей будущих первоклассников 
на тему: " Психологическая готовность ребенка к школе"

Семью будущего первоклассника ждут серьезные изменения - ребенок готовится поступить в школу. И во многом успешность ребенка зависит от правильной родительской позиции. Именно в первом классе и дети и родители сдают свой первый экзамен, который может определить всю дальнейшую судьбу ребенка, ведь плохой школьный старт часто становится первопричиной всех будущих неудач.

Некоторые родители считают, что ребенка можно подготовить очень быстро, перед самой школой, усиленно занимаясь. Но это решение нельзя считать правильным, так как такая «быстрая подготовка» может способствовать психологической перегрузке ребенка. Именно поэтому задача родителей, в меру своих сил и возможностей, пытаться подготовить ребенка к школе - заранее, чтобы улучшить его дальнейшее обучение и предупредить школьную неуспеваемость.

Важно, чтобы ребенок шел в школу готовым физически, но не менее важна готовность психологическая.

Cоставляющими психологической готовности являются:

- личностная готовность;

- волевая готовность;

- интеллектуальная готовность.

Личностная готовность (мотивационная и коммуникативная) выражается в отношении ребенка к школе, к обучению, к учителю и к самому себе. У детей должна быть положительная мотивация к обучению в школе.

Как правило, все дети хотят идти в школу, надеются быть хорошими учениками, получать хорошие оценки. Но привлекают их различные факторы.

Одни говорят: «Мне купят портфель, форму», «Там учится мой друг» ... Однако, это все внешние проявления. Важно, чтобы школа привлекала своей главной целью - обучением, чтобы дети говорили: «Хочу учиться читать», «Буду хорошо учиться, чтобы, когда вырасту, стать ...»

Определить мотивацию ребенка в обучении можно с помощью упражнений - игр. В комнате, где выставлены игрушки, ребенку предложите их рассмотреть. Затем садитесь вместе с ребенком и читаете сказку, которую раньше не читали. На самом интересном месте останавливаетесь и спрашиваете, что хочет ребенок: слушать сказку дальше или играть игрушками. Вывод таков: если ребенок хочет идти играть - у него преобладает игровой мотив. Дети с познавательным интересом хотят слушать сказку дальше.

Формированию мотивационной готовности способствуют разнообразные игры, где активизируются знания детей о школе. Например: «Собери портфель», «Я иду в школу», «Что у Незнайки в

портфеле». Итак, мотивационная готовность - это желание ребенка принять новую для него социальную роль. Для этого важно, чтобы школа нравилась своей главной целью - обучением.

Личностная готовность включает в себя и умение общаться со сверстниками и учителями и желание быть доброжелательным, не проявлять агрессии, выполнять работу вместе, уметь прощать.

Эмоционально - волевая готовность - включает в себя умение ребенка ставить перед собой цель, планировать свои действия, оценивать свои результаты, адекватно реагировать на замечания.

Ребенка ждет нелегкая напряженная работа. От него будут требовать делать не только то, что хочется, но и то, что надо: режим, программа. Дети 6-ти лет, которые психологически готовы к школе, способны отказаться от игры и выполнить указание взрослого.

Что такое «Готовность к обучению в школе?»

shutterstock_110536742.jpgОтдавать ребенка будущей осенью в школу или еще год подождать с началом обучения? Многих родителей шестилеток и даже тех, кому еще нет шести, волнует этот вопрос до самого первого сентября. Озабоченность родителей понятна: ведь от того насколько успешным будет начало школьного обучения, зависит успешность ребенка в последующие годы, его отношение к школе, обучение и, в конечном результате, благополучие в его школьной и взрослой жизни.

«Мой ребенок с трех лет читает, считает, умеет писать простые слова. Ему, наверное, несложно будет учиться в первом классе», - часто можно слышать от родителей шестилеток. Однако навыки, приобретенные ребенком в письме, чтении и счете еще не означают, что ребенок психологически созрел изменить деятельность с игровой на учебную. Кроме того, необходимые личностные качества и мышление малыша просто не успевают развиться, не хватает ни времени, ни сил.

Что же такое «готовность к обучению в школе»? Обычно, когда говорят о готовности к школьному обучению, имеют в виду такой уровень физического, психического и социального (личностного) развития ребенка, который необходим для успешного усвоения школьной программы без ущерба для его здоровья. Итак, понятие «готовность к обучению в школе» включает: физиологическую готовность к школьному обучению, психологическую, социальную или личностную готовность к обучению в школе.

Все три составляющие школьной готовности тесно взаимосвязаны, а недостатки каждой из ее сторон, так или иначе, сказываются на успеваемости в школе.

Ребенок всегда, независимо от возраста, готов к получению новых знаний, то есть готов учиться, даже если мы специально его обучением не занимаемся. Почему же тогда у некоторых детей при обучении в школе возникают проблемы различного характера? Это можно объяснить следующими причинами:

1. Современная школа может обучать далеко не всех детей, а только тех, которым присущи определенные характеристики, хотя учиться, способны все дети.

2. Школа со своими нормами, методами обучения и режимом предъявляет первокласснику вполне определенные требования. Эти требования жесткие, консервативные и детям приходится приспосабливаться к школе, не дожидаясь изменений со стороны школы.

3. В школу приходят разные дети, но ко всем предъявляются одинаковые требования.

Что должен знать и уметь ребенок, который готовится к школе?

hello_html_7613f80.jpg   1 . Фамилия, имя свое и родителей;

2 . Свой возраст (желательно дату рождения);

3. Свой домашний адрес; страну, город, в котором живет, и основные достопримечательности;

4. Времена года (их количество, последовательность, основные приметы каждого времени года; месяцы (их количество и названия), дни недели (их количество, последовательность);

5. Уметь выделять существенные признаки предметов окружающего мира, и на их основе классифицировать предметы по следующим категориям: животные (домашние и дикие); птицы, насекомые, растения (цветы, деревья), овощи, фрукты, ягоды; транспорт (наземный, водный, воздушный); одежду, обувь и головные уборы; посуду, мебель, а также уметь разделить предметы на две основные категории: живое и неживое;

6. Различать и правильно называть плоскостные геометрические фигуры: круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, овал;

7. Владеть карандашом: без линейки проводить вертикальные и горизонтальные линии, аккуратно закрашивать, штриховать карандашом, не выходя за контуры предметов;

8. Свободно ориентироваться в пространстве и на листе бумаги (право - лево, верх - низ и т. д.);

9. Составлять целое из частей (не менее 5-6 частей);

10. Уметь полно и последовательно пересказывать прослушанное или прочитанное произведение, составлять рассказ по картине; устанавливать последовательность событий;

11. Запоминать и называть 6-8 предметов, картинок, слов.

Памятка для родителей:
 " Ребенок 3-го года жизни"

razvitie-detey-2-goda.jpg    Для малышей в возрасте от 2 до 3 лет физическое воспитание особенно значимо. В ежедневном режиме дневной сон остается главным условием сохранения здоровья и работоспособности ребёнка. В 2-2,5 года он должен спать днем до 2,5-3 часов, а став чуть старше (в 3 года) – не менее 2 часов.

Известно, что малыши быстро утомляются, нередко переключаются с одной деятельности на другую, не могут долго выполнять одно и то же упражнение. Частая смена деятельности характерна для ребёнка (он быстро теряет интерес к тому, чем занимался) даже в том случае, если в играх и упражнениях участвуют взрослые.

Режим детей 2-3 лет требует создания дифференцированных условий для их активности и жизнедеятельности. Ребятишкам 2-2,5 с половиной лет нужно больше времени, отводимого на режимные моменты. Они нуждаются в большей поддержке своей активности со стороны взрослого, чем дети постарше.

Малыши с 2 до 3 лет объединены в одну возрастную группу. Взрослому, организующему взаимодействие с ними, необходимо обращать самое тщательное внимание на самочувствие ребёнка, дозировать нагрузку всех видов деятельности, потому что чем младше ребёнок, тем он быстрее утомляется, но и быстрее восстанавливается. Следовательно, важно организовать рациональный режим и эффективную деятельность, разнообразную по форме и содержанию.

Дети в раннем возрасте тратят много силы, энергии на различные движения, в которых они ощущают большую потребность. В 2-3 года малыш может целый день, без остановки, ходить, бегать, играть с мячом, заниматься игрушками, подпрыгивать и т. п. Не устаёт, потому что всё время меняет характер, темп движения.

Организация условий для проявлений двигательной активности маленьких непосед остаётся одним из основных направлений в их развитии. Дети реализуют естественную потребность в перемещении, в то же время движение служит условием познания, приобретения нового опыта и новых впечатлений, набирает силу самостоятельность и уверенность в умении управлять своим телом. Отсутствие или дефицит двигательной активности грозит нарушениями в развитии всех систем маленького созревающего организма. Дети, которые лишены возможности свободных движений, вялы, эмоционально подавлены.

Недостаток в движении приводит к быстрому утомлению. Следствием нередко бывает проявление компенсаторной двигательной функции: у ребятишек появляются такие двигательные акты, как раскачивание тела в разные стороны, бесцельное размахивание и навязчивые движения руками,

сосание пальцев и т. п. Если отказать ребёнку в движении, то результатом может стать не только отставание в физическом развитии, но и нарушение целого комплекса психофизических процессов: дефекты в развитии речи, задержка психического развития, нарушение обмена веществ, опорно-двигательного аппарата: вялая осанка, плоскостопие и т.д. Отказ от предлагаемых движений или недостаточная двигательная активность малыша должны служить для взрослого сигналом: имеются проблемы в здоровье и развитии ребёнка.

В период раннего возраста у человека формируется “сенсомоторный интеллект” (Ж. Пиаже), он способствует развитию разных по сложности предметных действий и речевой активности. Толчком к формированию речи и мышления служит двигательная деятельность ребёнка, что объясняется анатомическим расположением двигательного анализатора по отношению к речевой и моторной областям.

Для малыша движения ценны ещё и тем, что составляют чувственную основу его познания. Направления движения ориентированы на то, что необычно, ново, вызывает интерес маленького исследователя.

Дети третьего года жизни – непоседы, они, как правило, уже освоили ходьбу, пытаются быстро перемещаться. Данный возраст характеризуется неуёмным желанием бегать, прыгать, вертеться, куда-то влезать и откуда-то слезать, что-то тянуть, толкать и вообще быть в движении. Именно так ребятишки могут научиться контролировать своё тело, чувствовать его и управлять им.

Разнообразный двигательный опыт стимулирует формирование таких функций, как равновесие и координация, которые у детей раннего и младшего возраста ещё очень слабы.

Кризис трех лет

Трехлетний рубеж в жизни ребенка крайне знаменателен. Обычно человек помнит себя, начиная именно с этого возраста. И это неудивительно. Дело в том, что до этого возраста ребенок еще не осознает себя в полной мере отдельно от мамы. До трех лет он как будто частица своей матери и ее продолжение.

И если в возрасте одного года ребенок отделяется от мамы физически — начинает ходить, то в три года малыш начинает отделяться в психологическом плане. Теперь крохе уже недостаточно просто ходить и двигаться самому, он хочет сам решать, когда и куда ему пойти и чем заняться.

Самые любимые слова малыша в этот период: «Я сам!». Именно такое название и получил кризис, сопровождающий трехлетие ребенка.

Отличительные черты кризиса 3 лет

Негативизм

Это не просто капризы и непослушание. Это желание абсолютно все сделать наоборот, наперекор тому, что сказали ,или о чем просили. Причем зачастую от этого страдают интересы самого ребенка. Малыш противоречит не только взрослому, но и самому себе! Ребенку важно показать, что у него есть свои желания, свои решения.

Допустим, мама предлагает ребенку порисовать и незамедлительно получает ответ “Нет!», «Не буду!», «Не хочу!», а через пять минут малыш уже тащит альбом и краски для рисования и просит маму порисовать с ним.

Малыш спорит всегда и со всем. Черное вдруг становится белым, плохое — хорошим, любимые прежде книжки и игрушки — не нужными и не интересными. Все отрицается, ко всему добавляется частица «не».

Главным итогом таких баталий становится не достижение какой-то определенной цели, а  сам процесс противопоставления своего собственного мнения.

Упрямство

Следует отделять упрямство от настойчивости. Настойчивый ребенок будет добиваться только того, чего ему хочется, а вот упрямый будет настаивать на выполнении даже того, чего ему и не хочется изначально или уже давно расхотелось. Делается это просто для того, чтобы не сдавать свои позиции и не отступать от принятого ранее решения.

Конечно, упрямство доставляет немало хлопот родителям, заставляет их раздражаться и недоумевать. Но надо понимать, что таким образом малыш учится отстаивать свои права и свои решения. И даже то, что ребенок уже может поступать вопреки собственному желанию, ради достижения цели — важнейшее завоевание в его развитии.

Своеволие

Ребенок хочет делать все сам и только сам. В принципе, такое стремление — положительное явление. Однако, ребенок еще слишком мал и не чувствует границ, что приводит не к самостоятельности, а к своеволию. Ребенок требует самостоятельности в тех вопросах, которые ему пока не подвластны в силу возраста.

Малыш постоянно бунтует и протестует против воли взрослых. Он как будто находится в состоянии постоянной войны со всеми его окружающими. Сражается кроха за свою личность: “Я сам! Я могу! Я хочу!....»

Из мира предметов ребенок попадает в мир людей, где его собственное «Я» должно занять определенное место. Отделившись от взрослого, малыш вступает с ним в качественно новые отношения.

Как пережить кризис 3-х летнего возраста?

Этот вопрос наиболее часто волнует родителей и родственников ребенка!

Четкий и последовательный режим дня может помочь родителям добиться нормального выполнения и соблюдения таких моментов как сон, еда, одевание, купание. Ежедневные повторяющиеся действия со временем начинают восприниматься ребенком как нечто само собой разумеющееся, не поддающееся обсуждению, а значит, и выполнять он их будет по собственной инициативе.

В этот крайне непростой период родителям стоит проявить мудрость и гибкость по отношению к взрослеющему крохе. Расширяя права ребенка, не забудьте и об обязанностях. Допустим, малыш сам выберет, что поесть на ужин, но и тарелку с чашкой со стола он тоже уберет за собой сам.

Также родителям придется проявить некоторую твердость в принципиальных моментах, обозначить малышу границы, за которые вы ему не позволите выйти. Но в то же время дайте ему побольше свободы внутри этих границ. Дайте право на ошибку, собственный опыт и решение.

Самое главное помнить, что при всей сложности и неоднозначности периода кризиса «Я сам!», он просто необходим и является своеобразной и очень важной ступенькой в развитии и взрослении вашего крохи! Теперь малыша ждет новый этап в жизни, и только вы, его родители, сможете поддержать ребенка в сложное для него время и помочь ему стать старше и самостоятельнее!

АДАПТАЦИЯ В ДЕТСКОМ САДУ

Адаптация – процесс вхождения человека в новую для него среду и приспособление к ее условиям.

Адаптация – сложный и постепенный процесс, имеющий свою продолжительность у каждого ребёнка.

Адаптация является активным процессом, приводящим к:

Позитивным результатам (адаптированность)

Негативным (стресс)

При этом выделяются критерии успешной адаптации:

Внутренний комфорт (эмоциональная удовлетворенность)

Внешняя адекватность поведения (способность легко и точно выполнять новые требования)

Выделяют три степени адаптации:

Легкая адаптация

Длительность 15-20 дней.

Характеризуется незначительными

отклонениями в поведении, редкими заболеваниями протекающими без осложнений

Средняя степень адаптации:

Длительность 16-35 дней.

Отклонения в поведении приобретают выраженный характер, ОРВИ встречаются один раз в 2-3 недели.

Тяжелая степень адаптации

Длительность 35-60 дней

Частые ОРВИ с осложнениями

 

Уважаемые родители!

Мы рады видеть вас на страничке нашего сайта! Вы сейчас вступаете в важный период вашей жизни и жизни вашего ребёнка – он идёт в детский сад. И для того чтобы адаптация его к новым условиям прошла как можно спокойнее и быстрее, вы должны знать больше об особенностях этого сложного периода.

В возрасте 1,5-3 лет у ребёнка всё взаимосвязано: состояние здоровья и эмоциональный настрой, физическое и нервно-психическое развитие. Это самый благодатный возраст - наиболее ощутимы изменения: малыш начал разговаривать, сам собирать или разбирать пирамидку, задавать первые вопросы: «почему?», «куда?». И это далеко не всё. Необходимое развитие в это время малыш получает через игрушки, самое важное занятие для него - игра. И родителям надо понимать, что добиваться желаемого можно через предложение: «Давай поиграем!». Мы же здесь постоянно играем с детьми, потому что именно в игре они знакомятся с окружающим миром, изобразительной деятельностью, конструированием, художественной литературой. В игре же происходит и развитие речи малышей.

Хорошо помогут адаптироваться игры, развивающие навыки выполнения повседневных обязанностей, вырабатывающие ответственность. Идея методики заключается в том, чтобы подготовить и рассказать ребенку о детском садике на примере игры, а именно самым приятным для ребенка способом. Играть в садик необходимо уже за несколько месяцев до поступления в него вашего малыша. Можно использовать самые разнообразные игры: «Кукла Маша пошла в садик. У Маши в садике будет свой шкафчик. Маша нашла много новых друзей». Подтолкните ребенка наводящими вопросами: «А ты хочешь свой шкафчик?», «Покажи, как ты будешь спать в садике; как будешь играть». Предлагаем такую игру «Иди ко мне”. Ход игры: мама отходит от ребенка на несколько шагов и манит его к себе, ласково приговаривая: «Иди ко мне, мой хороший!» Когда ребенок подходит, она его обнимает: «Ах, какой ко мне хороший Коля пришел!». Игра повторяется.

Для каждого родителя именно его ребёнок самый лучший, самый умный. Но вот его отдают в детский сад. Естественно, у мамы с папой возникают первые переживания, связанные с садом. А как ребёнок привыкнет? Понравится ли ему?.

Обычно период адаптации детей к условиям ДОУ не превышает двух месяцев. Но для того чтобы он прошёл без лишних потрясений, мы все должны постараться максимально избавить новичков от травмирующих их факторов.

Что же для этого нужно?

1. Родители должны привыкнуть к мысли: «Мой ребёнок идёт в детский сад, там ему будет хорошо, о нём будут заботиться, он будет играть со сверстниками. Я хочу, чтобы он пошёл в садик».

2. В уголке для родителей висит листок режима дня ребёнка. Это ещё один важный пункт привыкания. Чтобы адаптация проходила благополучно, уже сейчас нужно приучать малыша к режиму дня, сходному в большой степени с режимом ДОУ: завтрак, обед, сон, полдник, укладывание на ночь. И стараться максимально придерживаться этого режима.

3. Чтобы ребёнок не чувствовал дискомфорта, желательно заранее приучить его к горшку, отучить от пустышки.

Вот мы и подошли к самому главному: все документы готовы, ребёнок и родители настроены идти в садик, к детям. В первый день вы приводите ребёнка на несколько часов; во второй день- до обеда. А мы наблюдаем за ним и в зависимости от его поведения (привыкания, эмоционального настроя) сообщаем вам, когда лучше будет оставить его на дневной сон, а потом уже и на целый день.

В процессе нашего с вами общения будут возникать различные вопросы, пожалуйста, не стесняйтесь, подходите к нам и спрашивайте. Мы с удовольствием на них ответим, а если нужно, проведём консультацию.

Имейте в виду, что пока ваш ребёнок не адаптируется к детскому саду, не стоит водить его в гости. Пусть для него на это время привычными будут только стены родного дома и своей группы.

И в заключении хочется пожелать вам успехов в воспитании ваших малышей. Любите их безусловной любовью, просто за то, что они у вас есть. Удачи вам!

МУЗЫКАЛЬНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ

i.jpg

Что такое МУЗЫКАЛЬНОСТЬ?

загруженное.png   Глинка, Чайковский, Моцарт, Бетховен...
Знаменитые, известные каждому имена. Кто избрал им путь гениев? Кто определил славу музыкантов-композиторов? Природа? Родители? Педагоги?
Может быть, профессиональные качества передаются с генами? Может быть, сын ученого, повзрослев, станет ученым, а сын писателя — писателем?Можно нередко слышать: «Должно быть, мой ребенок пошел в отца, у него совсем нет музыкального слуха». Достаточно распространенная формула определения причины отсутствия способностей сына или дочери.

Однако все в действительности несколько иначе. Если бы происхождение было определяющим фактором в формировании способностей, то тогда дети, поколение за поколением, наследовали бы профессии отцов. Но жизнь гораздо интереснее, и не так уж редки случаи, когда ребенок ученого становится скрипачом, а врача — писателем. И объясняется это окружением, в котором растет малыш, его собственным опытом. Они определяют в будущем и способности, и характер человека. И если сын музыканта выбирает ту же профессию, что его отец, то причина этого прежде всего в том, что воспитывался он в атмосфере музыки, что с первых дней появления на свет был погружен в мир волшебных звуков. загруженное (1).png
Педагоги, музыканты пришли к мнению о том, что задатки к музыкальной деятельности (т. е. физиологические особенности строения организма, например органа слуха или голосового аппарата) имеются у каждого. Именно они составляют основу развития музыкальных способностей. Понятие неразвивающаяся способность, по утверждению ученых, специалистов в области исследования проблем музыкальности, само по себе является абсурдным. Считается доказанным, что если для музыкального развития ребенка с самого рождения созданы необходимые условия, то это дает значительный эффект в формировании его музыкальности.

Природа щедро наградила человека. Она дала ему все для того, чтобы видеть, ощущать, чувствовать окружающий мир. Она позволила ему слышать все многообразие существующих вокруг звуковых красок. Прислушиваясь
К собственному голосу, голосам птиц и животных, таинственным шорохам леса, листьев и завыванию ветра, люди учились различать интонацию, высоту, длительность. Из необходимости и умения слушать и слышать рождалась Музыкальность — природой данное человеку свойство.

Итак, все мы от природы музыкальны. Об этом необходимо знать и помнить каждому взрослому, так как от него зависит, каким станет в дальнейшем его ребенок, как он сможет распорядиться своим природным даром. Как уже говорилось, окружение, среда растит и питает личность.

Классическая музыка в детстве — хороший воспитатель и надежный друг на всю жизнь. Желая подружить с ней малыша, родным и близким нужно помнить следующее:

загруженное (2).png

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

 

1. Раннее проявление музыкальных способностей говорит о необходимости начинать музыкальное развитие ребенка как можно раньше. 
«Если не заложить . с самого начала прочный фундамент, то бесполезно пытаться построить прочное здание: даже если оно будет красиво снаружи!, оно все равно развалится на куски от сильного ветра и землетрясения», — считают педагоги. 
Время, упущенное как возможность формирования интеллекта, творческих, музыкальных способностей ребенка, будет невосполнимо.

2.Путь развития музыкальности каждого человека неодинаков. Поэтому не следует огорчаться, если у вашего малыша нет настроения что-нибудь спеть или ему не хочется танцевать, а если и возникают подобные желания, то пение, на ваш взгляд, кажется далеким от совершенства, а движения смешны и неуклюжи. Не расстраивайтесь! Количественные накопления обязательно перейдут в качественные. Для этого потребуется время и терпение.

3. Отсутствие какой-либо из способностей может тормозить развитие остальных. Значит, задачей взрослого является устранение нежелаемого тормоза.

4. Не «приклеивайте» вашему ребенку «ярлык» немузыкальный, если вы ничего не сделали для того, чтобы эту музыкальность у него развить.

Итак, постарайтесь запомнить главное:

Чем активнее общение вашего ребенка с музыкой, 
тем более музыкальным он становится, 
чем более музыкальным становится, 
тем радостнее и желаннее новые встречи с ней

КАК ПРАВИЛЬНО СЛУШАТЬ МУЗЫКУ

 Музыка занимает важное место в развитии и воспитании малышей с раннего возраста. Большое значение имеют музыкальные игры, musruc-adv-01.jpgпение и движения под музыку. Это связано с тем, что музыка благотворно влияет в первую очередь на эмоциональную сферу ребенка. С положительными эмоциями дети лучше и быстрее усваивают разнообразный материал, познают окружающий мир, развиваются физически, умственно, незаметно учатся говорить правильно.

Музыка чудесным образом влияет на развитие мозга малышей, активизируя соединения между нервными клетками. Первые шесть лет жизни ребенка – это самый важный период для развития нервной системы и мозга, поэтому желательно как можно раньше приступать к освоению азов «музыкального образования» малыша.

Музыка помогает развивать фантазию малышей, без которой невозможно овладение другими видами искусств. Прослушивание музыки развивает наглядно-образное мышление – способность анализировать образ, а затем синтезировать его. Такого рода мышление лежит в основе математики, инженерии и многих других дисциплин.

Музыка для малышей главный учитель, ну конечно после мамы! Она учит не только слышать, но и представлять то, что слышишь. Музыка развивает все виды восприятия (зрительное, слуховое, чувственное) и все виды памяти (зрительную, слуховую, моторную, образную, ассоциативную).

 М У З Ы К О Т Е Р А П И Я

Восприятие различных звуков, ритмов, мелодий оказывает психологическое и физиологическое воздействие на человеческий организм. Именно поэтому будет не лишним послушать вместе с крохой правильно подобранную музыку - это окажет благоприятное влияние на его развитие.

Физиологическое воздействие музыки на человеческий организм основано на том, что нервная система и мускулатура обладают способностью усвоения ритма. Музыка, выступая в качестве ритмического раздражителя, стимулирует физиологические процессы, происходящие ритмично как в двигательной, так и в вегетативной сфере. Поступая через слуховой анализатор в кору головного мозга, она распространяется на подкорковые центры, спинной мозг и дальше - на вегетативную нервную систему и внутренние органы. Различными исследованиями было установлено воздействие музыкальных раздражителей на пульс, дыхание в зависимости от высоты, силы, звука и тембра. Частота дыхательных движений и сердцебиений изменяется в зависимости от темпа, тональности музыкального произведения. Так, например, сердечно-сосудистая система заметно реагирует на музыку, доставляющую удовольствие и создающую приятное настроение. В этом случае замедляется пульс, усиливаются сокращения сердца, снижается артериальное давление, расширяются кровеносные сосуды. При раздражающем характере музыки сердцебиение учащается и становится слабее. Музыка также влияет на нейроэндокринную систему, в частности на гормональный уровень в крови. Под ее воздействием может изменяться тонус мышц, моторная активность. Посредством воздействия вибрации звуков создаются энергетические поля, которые заставляют резонировать каждую клетку организма. Таким образом своеобразная «музыкальная энергия» нормализует ритм нашего дыхания, пульс, давление, температуру, снимает мышечное напряжение.

Отдельные элементы музыки имеют прямое влияние на различные системы человеческого организма.

· Ритм. Правильно подобранный музыкальный ритм путем нормализации биологических ритмов способствует правильному перераспределению энергии, гармонии, хорошему самочувствию. Если звучание ритма музыки реже ритма пульса - то мелодия будет оказывать релаксационный эффект на организм, мягкие ритмы успокаивают, а если они чаще пульса, возникает возбуждающий эффект, при этом быстрые пульсирующие ритмы могут вызывать отрицательные эмоции.

· Тональность. Минорные тональности обнаруживают депрессивный, подавляющий эффект. Мажорные - поднимают настроение, приводят в хорошее расположение духа, повышают артериальное давление и мускульный тонус.

· Частотность. Высокочастотные звуки (3000-8000 Гц и выше) вызывают в мозге резонанс, пагубно воздействуя на познавательные процессы. Длительный и громкий звук вообще способен привести к полному истощению организма. Звуки среднего диапазона (750-3000 Гц) стимулируют сердечную деятельность, дыхание и эмоциональный фон. Низкие (125-750 Гц) воздействуют на физическое движение, вызывают напряжение и даже спазмы в мускулатуре. Музыка с низкими вибрациями не дает возможности сконцентрироваться или успокоиться.

· Также очень важны такие характеристики, как диссонансы - дисгармоничное сочетание звуков - они возбуждают, раздражают, и консонансы - гармоничное сочетание звуков - они, напротив, успокаивают, создают приятное ощущение. Так, например, рок-музыка отличается частым диссонансом, нерегулярностью ритмов, отсутствием формы. Она воздействует ультра- и инфразвуками, мы их не слышим, но их воспринимают наши органы, а это может действовать разрушающе на мозг по принципу «25-го кадра».

Музыкальная терапия

В современной психологии существует отдельное направление - музыкотерапия. Она представляет собой метод, использующий музыку в качестве средства коррекции нарушений в эмоциональной сфере, поведении, при проблемах в общении, страхах, а также при различных психологических заболеваниях. Музыкотерапия строится на подборе необходимых мелодий и звуков, с помощью которых можно оказывать положительное воздействие на человеческий организм. Это способствует общему оздоровлению, улучшению самочувствия, поднятию настроения, повышению работоспособности. Такой метод дает возможность применения музыки в качестве средства, обеспечивающего гармонизацию состояния ребенка: снятие напряжения, утомления, повышение эмоционального тонуса, коррекцию отклонений в личностном развитии ребенка и его психоэмоциональном состоянии.

Итак, как видите, влияние музыки на организм очень широко. Она может стимулировать интеллектуальную деятельность, поддерживать вдохновение, развивать эстетические качества ребенка. Гармоничная музыка способна сосредотачивать внимание школьников и помогает быстрее запомнить новый материал. Если женщина кормит малыша грудью, слушая любимые пьесы, то при первых же звуках знакомых мелодий у нее прибывает молоко. Вот некоторые советы по использованию музыкальных композиций в различных случаях.

Как уменьшить чувство тревоги и неуверенности?

В этом вам помогут мажорные мелодии, темпа ниже среднего. Народная и детская музыка дает ощущение безопасности. Хорошее воздействие могут оказать этнические композиции и классика: Шопен «Мазурка» и «Прелюдии», Штраус «Вальсы», Рубинштейн «Мелодии».

Как уменьшить нервное возбуждение?

Гиперактивным детям полезно часто и подолгу слушать спокойную тихую музыку. Как правило, помогает классика: Бах «Кантата 2», Бетховен «Лунная соната» и «Симфония ля-минор».

Хотите спокойствия?

Расслабляющим действием обладают звуки флейты, игра на скрипке и фортепиано. Успокаивающий эффект носят звуки природы (шум моря, леса), вальсы (ритм три четверти). Классика: произведения Вивальди, Бетховен «Симфония 6» - часть 2, Брамс «Колыбельная», Шуберт «Аве Мария», Шопен «Ноктюрн соль-минор», Дебюсси «Свет луны».

Для уменьшения агрессивности, непослушания подойдет опять же классика:

Бах «Итальянский концерт», Гайдн «Симфония».

А чтобы чадо быстро заснуло и видело хорошие сны, можно негромко включить музыку с медленным темпом и четким ритмом.

Как слушать?

· Продолжительность - 15-30 минут.

· Лучше всего прослушивать нужные произведения утром после пробуждения или вечером перед сном.

· Во время прослушивания старайтесь не сосредотачиваться на чем-то серьезном, можно выполнять обычные бытовые дела (уборка игрушек, сбор учебников, подготовка постели). А еще лучше занимайтесь чем-нибудь приятным, например просмотром фотографий, поливкой цветов.

Конечно, не обязательно слушать только классику, можно выбирать и другие стили. Но, как показывает опыт психологов, работающих с музыкотерапией, «именно классическая музыка влияет «базово», глубоко и надолго, существенно ускоряя процесс лечения», а значит, гораздо лучше помогает добиться необходимого эффекта и при обычном «домашнем» применении.

МЕДИЦИНСКАЯ СЕСТРА

00000000_jpg.jpg

DSC_3000.jpg

Горина Наталья Николаевна - старшая медицинская сестра

общий стаж работы - 28 лет
стаж работы в ДОУ - 26 лет
образование- среднее профессиональное

SAM_4845.jpg

Кичапова Светлана Вячеславовна старшая медицинская сестра
общий стаж работы - 31 год
стаж работы в ДОУ - 15 лет
высшая квалификационная категория
образование- среднее профессиональное

DSC00397.jpg

Малахова Лариса Владимировна старшая медицинская сестра
общий стаж работы - 31 год
стаж работы в ДОУ - 10 лет
образование- среднее профессиональное

План работы медицинской сестры на 2021-2022 учебный год.pdf

Как приучить рёбенка заботиться о своём здоровье

СОВЕТ 1. Старайтесь активно участвовать в оздоровлении своего ребёнка. Не только рассказывайте ему, что нужно делать, чтобы не болеть, но и личным примером показывайте полезность для здоровья выполнения правил личной гигиены ,утренней зарядки, закаливания, правильного питания.

СОВЕТ 2. Научите ребёнка неукоснительно соблюдать гигиенические требования к чистоте тела, белья одежды, жилища.

СОВЕТ 3. Приучайте ребёнка строить свой день, чередуя труд и отдых. Ничто так не вредит нервной системе ребёнка, как отсутствие режима дня. Режим жизни, предусматривающий занятия физическими упражнениями и спортом, прогулки и игры на свежем воздухе, а также полноценное питание и крепкий сон - лучшая профилактика утомления и болезней.

СОВЕТ 4. Приучайте ребёнка строить свой день, чередуя труд и отдых. Ничто так не вредит нервной системе ребёнка, как отсутствие режима дня. Режим жизни, предусматривающий занятия физическими упражнениями и спортом, прогулки и игры на свежем воздухе, а также полноценное питание и крепкий сон - лучшая профилактика утомления и болезней.

СОВЕТ 5. Помогите ребёнку овладеть навыками самоконтроля за здоровьем, особенно при выполнении физических упражнений. Для этого заведите дневник наблюдений и записывайте вместе с ребёнком данные о его физическом состоянии: вес (массу тела), рост, частоту пульса, самочувствие (сон, аппетит и т. д).

СОВЕТ 6. Научите ребёнка правильно пользоваться естественным оздоровительным фактором – солнцем, воздухом и водой. Воспитывайте у ребёнка стремление и привычку к закаливанию организма.

СОВЕТ 7. Помните, что в движении – жизнь. Занимайтесь вместе с ребёнком спортом, больше гуляйте, играйте на свежем воздухе. Здоровый образ жизни, культивируем в семье, - залог здоровья ребёнка.

image.jpg

ГРИПП

Острые респираторные вирусные инфекции вызывают около двух сотен различных вирусов. Среди них грипп является наиболее тяжёлым течением и опасными последствиями.

Что такое грипп? Это острая вирусная болезнь, основной путь передачи которой воздушно-капельный (во время кашля, чихания, разговора) от больного человека, а также бытовой (через необработанную посуду, полотенца, носовые платки).

Что представляет собой возбудитель инфекции? Существует несколько типов вируса. Вирус типа А наиболее распространённый. Под воздействием окружающей среды вирус постоянно изменяет свои свойства. В равной степени он опасен для людей и животных. Именно вирус гриппа А вызывает вспышки заболеваний и эпидемий. Грипп В не даёт массовой заболеваемости. Для него свойственны единичные случаи.  Гриппом С болеют, в основном, дети.

Устойчив ли вирус к различным воздействиям? Вирус гриппа быстро погибает при нагревании, высушивании, под воздействием дезинфицирующих  средств.

Как долго возбудитель гриппа сохраняется в организме больного? Обычно в течение 3-5 дней от начала заболевания. При осложнённом варианте – до 10-14 дней.

Как протекает инфекция? Начинается болезнь остро. Через 12-48 часов после контакта с больным возникает озноб, повышается температура тела до высоких значений. Появляется слабость, потливость, головные и мышечные боли, резь в глазах и симптомы поражения дыхательных  путей (сухой кашель, першение в горле, «ссаднение» за грудиной, изменение голоса). Заболевание протекает легче в том случае, если у больного хороший «промывной эффект», то есть при возникновении обильного насморка и более тяжёлого самочувствия, если нет отделяемого из носовых ходов.

Кто наиболее подвержен гриппу? Дети, пожилые люди, лица со сниженными защитными силами организма, а также страдающие различными хроническими заболеваниями.

Возможны ли осложнения при гриппе? Вирус гриппа способен поражать дыхательную, сердечно-сосудистую, центральную нервную системы, а также органы слуха и почки. Иногда инфекция приводит к гибели больного.

Как можно защитится от заражения? Наиболее эффективное средство профилактики – массовая иммунизация. Существует несколько противогриппозных вакцин. Три из них применяются в виде капель для закапывания в носовые ходы  детям 3-7 лет, подросткам и взрослым. Две – вводятся подкожно взрослым с 18 лет. В России также получила распространение  зарубежная вакцина «Ваксигрипп», предназначенная для детей, начиная с грудного возраста и взрослым.

Высока ли степень защиты вакцины? Эффективность препаратов составляет 70-98 %

Какие меры защиты от гриппа существуют кроме этого? В осенне-зимний период необходимо производить сезонную профилактику с использованием витаминов А и С, группы В в возрастных дозировках. Повышает защитные силы организма приём элеутерококка из расчёта 1 капля на 1 год жизни детям и не более 30 капель на приём взрослым по схеме: первый месяц 3 раза, второй месяц 2 раза, третий месяц 1 раз в день. Детям с 3-х лет, а взрослым с помощью распылителя для введения в носовые ходы, можно использовать «продигиазан» в соответствии с прилагаемой инструкцией. К мерам профилактики гриппа и ОРВИ относятся все виды закаливания.

Как можно защититься, если в семье уже есть больной гриппом? Ухаживая за больным в 4-х слойной марлевой повязке, несколько раз в день на 10 минут проветривать помещение, проводить влажную уборку, мыть посуду, игрушки,  стирать полотенца, носовые платки и др. с применением 0,5 % дезраствора.

Необходимо также применение противовирусных препаратов: взрослым – ремантадин по таблетке 2 раза в день в течение недели; взрослым и детям дошкольного возраста – интерферон по 5 капель в каждый носовой ход 2 раза в день; препарат приморского производства – экстракт садгородской иловой морской грязи. Хороший профилактический эффект даёт ежедневное двукратное смазывание слизистой оболочки носа оксолиновой мази. Помните о том, что все меры профилактики эффективны, если они своевременны и регулярны.

И ещё очень важно в период заболевания гриппом не посещать массовых мероприятий, особенно с маленькими детьми.

БУДЬТЕ ЗДОРОВЫ!

ВИТАМИНЫ НА ВАШЕМ СТОЛЕ

ВИТАМИНЫ – биологически активные вещества, играющие важную роль в жизнедеятельности организма. Они являются регуляторами обменных процессов, повышают сопротивляемость организма к различным вредным факторам, участвуют в процессах кровообращения.

Витамины, как правило, не синтезируются в организме и поэтому должны поступать с пищей. Витамины делят на две группы: водорастворимые (С, В1, В2, РР, В12) и жирорастворимые (А, Д, Е).

Витамин С (аскорбиновая кислота) играет большую роль в белковом, углеводном и минеральном обменах; способствует росту клеток и тканей; повышает устойчивость организма к заболеваниям. Основными источниками витамина С являются: зелень, свежие фрукты и овощи, ягоды.

Витамин В1 (тиамин) играет важную роль во всех обменах; обеспечивает нормальное функционирование пищеварительной и центральной нервной систем. Витамин содержится в ржаном хлебе, крупах, бобовых, субпродуктах.

Витамин В2 (рибофламин) входит в состав ферментов; участвует во всех видах обмена; имеет значение для роста и развития организма. Содержится в продуктах животного происхождения (мясо, печень, яйцо, сыр, творог), в цветной капусте, зелёном луке.

Витамин РР (никотиновая кислота) играет важную роль в обменных процессах; регулирует сосудистый тонус; оказывает влияние на кровотворение. Содержится в мясе, рыбе, хлебе, картофеле, гречневой крупе, субпродуктах.

АЛЛЕРГИЯ

Аллергия - это неестественный ответ организма на вещество, чаще всего абсолютно безвредное для большинства детей. Если у ребенка отмечается аллергия на какое-то вещество, контакт с которым произошел в результате вдыхания, проглатывания, прикосновения или внедрения в кожу, оно вызывает необычную реакцию.

В основном детские аллергии - не более чем досадные мелочи, но иногда они могут стать причиной болезни, быть исключительно опасными и даже представлять угрозу жизни ребенка. Для родителей и для тех, кто ухаживает за детьми, очень важно знать об этих различиях.

Нужно помнить о двух факторах. Первый: если у вас в детстве была аллергия, вероятно, и у вашего ребенка объявится аллергия к чему-либо. Второй: ваш ребенок преспокойно может получать что-нибудь наподобие антибиотика или неоднократно прикасаться к какому-то растению, но вдруг ни с того ни с сего выдаст на них аллергическую реакцию. Она всегда своеобразна, и если похоже на то, что у вашего ребенка она развилась, то, по-видимому, ТАК ОНО И ЕСТЬ, пусть даже раньше ничего похожего не было.

Существуют десятки типов реакций на десятки различных аллергенов (веществ, к которым у ребенка может быть аллергия). Ниже описаны примеры, требующие проведения мероприятий неотложной помощи.

Если ребенок съел или проглотил нечто, что решительно не понравилось его организму, очевидно, на протяжении нескольких последующих часов его будет тошнить. Если у него аллергия на это вещество, то реакция может наступить гораздо быстрее.

Допустим, ребенок принимает лекарство, тот же пенициллин, и у него обнаруживаются аллергические симптомы. Вы должны немедленно прекратить курс несмотря на то, что было рекомендовано продолжать его до конца. Позвоните и поговорите с врачом, сообщив ему, что" вы уже сделали, и прислушайтесь к тому, что он подскажет.

(Всегда советуйтесь со своим врачом относительно возможных последствий приема лекарства, которое он хочет назначить ребенку, - особенно если у того ранее наблюдались аллергические реакции на что-то либо есть признаки экземы или астмы.)

КАКИХ ПРИЗНАКОВ ОЖИДАТЬ
 Все может начаться с зуда на губах или зуда по всему телу.

 У ребенка могут появиться слабо выраженная сыпь на теле или грубые рубцы и отеки на некоторых, а то и на всех частях тела - это называется "уртикарией" или "крапивницей". Таким образом организм привлекает внимание к тому, что ему не нравится, что находится внутри или возле него.

 Могут возникнуть отеки на губах, языке, в полости рта, а также на руках или глазах.

 Иногда отеки увеличиваются настолько, что перекрывают воздухоносные пути и ребенок может перестать дышать. Это неотложный случай, требующий медицинского вмешательства. Ребенок будет напуган, и чем больше он напуган, тем труднее ему дышать.

 Однако если пища или какое-то другое проглоченное ребенком вещество начинает перевариваться до того, как организм его отвергнет, реакция наступает медленнее, и она не столь драматична, но столь же серьезна. Первое, на что может пожаловаться ребенок, - на "колики" (боли) в животе, нередко на фоне тошноты, рвоты или поноса. Это напоминает пищевое отравление, но здесь его должны сопровождать и другие вышеупомянутые симптомы.

 Если все эти симптомы - выраженные, у ребенка может развиться шок.

ПОМНИТЕ - ШОК ВЫГЛЯДИТ ТАК
Лицо ребенка может сделаться очень бледным или серым

Его кожа на ощупь прохладная и липкая

Пульс у ребенка может стать учащенным и слабым

Ребенок может быть напуганным и беспокойным

Он может чувствовать сильную жажду

Он может зевать и ловить воздух ртом

Ребенок может говорить, что все кружится

Он может потерять сознание

ЧТО ДЕЛАТЬ
Если язык и горло отекают и ребенку трудно дышать, высоко взбейте ему подушки, особенно если у него одышка, или сами выберите какое-то другое наиболее удобное положение. Чем удобнее ему будет, тем спокойнее он будет себя вести.

Если он потеряет сознание, быстро положите его на ровную поверхность и освободите его воздухоносные пути. Внимательно следите за дыханием. Если оно остановится, немедленно приступайте к "азбуке" элементарной реанимации.

А - ВОЗДУХОНОСНЫЕ ПУТИ (свободны ли они?)

В - ДЫХАНИЕ (дышит ли ребенок?)

С - ЦИРКУЛЯЦИЯ (бьется ли его сердце?)

 Расскажите ребенку, что происходит и что вы собираетесь предпринять. Если вы имеете дело с малышом, постарайтесь не показывать своей паники.

 Посмотрите, не можете ли вы найти кого-нибудь, кто вызвал бы по телефону "скорую помощь". Если рядом с вами никого нет и телефон в доме отсутствует, попросите соседа вам помочь. Но помните: не оставляйте ребенка одного.

 Если вам кажется, что ребенка может тошнить, поверните его в положение "выздоравливающего".

Профилактика (предупреждение)
Некоторые врачи считают, что потребление "готовой пищи" - одна из причин развития аллергических реакций у детей, хотя аллергия на продукты встречается достаточно редко. Если у вашего ребенка ИМЕЕТСЯ аллергия на какую-нибудь конкретную еду, он - и вы - быстро о том узнаете, так как это обычно проявляется очень драматично. Некоторым детям абсолютно противопоказаны ракообразные (моллюски), яйца, молочные продукты, пшеница, орехи, шоколад и ягоды - такие, как клубника.

Если это моментально не становится очевидным, вам нужно выявить, на что у вашего ребенка аллергическая реакция. Может быть, целесообразно показать его специалисту по аллергии, который попытается выяснить, какой именно продукт порождает подобную проблему. Врачу потребуется, чтобы вы завели список всего, чем кормите ребенка за день. Тем точнее он и вы определите, что же это такое, следя за возникновением аллергической реакции.

Потом врач может провести отдельные простые кожные пробы (в больнице). Вам полезно, а иногда жизненно важно знать, существуют ли особые вещества, которых надо избегать. Например, если у вашего ребенка аллергия к пенициллину, ему следует носить специальный браслет, чтобы всем было ясно, что ему НЕЛЬЗЯ давать этого лекарства даже при неотложном состоянии.

Вы можете захотеть попробовать акупунктуру (иглоукалывание), которая в идеальном варианте сочетается с гомеопатией. Врачи, пользующиеся этими альтернативными методами лечения, если у них есть хорошие рекомендации, зачастую отличаются большим мастерством. Акупунктура может быть очень эффективной для некоторых детей с аллергическими нарушениями и предотвратить рецидивы, но результаты ее сказываются медленнее по сравнению с результатами ортодоксальной медицины. Они порой так же действенны, как прием лекарств, которые выписывает врач; иногда намного лучше.

АНАФИЛАКТИЧЕСКИЙ ШОК
Так называется мощная аллергическая реакция на вещество, которое попадает в организм ребенка. Это вещество может быть в инъекции (особенно часто у детей, например, при иммунизации) или проникнуть с укусом насекомого, а может оказаться пищей, к которой у ребенка аллергия. Анафилактический шок обычно развивается за несколько секунд и представляет собой неотложное состояние, требующее медицинской помощи.

Иногда шок отмечается после приема пенициллина, если вы не знали заранее, что у ребенка на него аллергия. При возникновении первых подозрительных признаков немедленно ПРЕКРАТИТЕ ПРИЕМ ПРЕПАРАТА - даже если врач рекомендовал не прерывать курс и довести его до конца. Посоветуйтесь со своим врачом перед тем, как возобновить то же лечение.

Вполне вероятно, что другие вещи, включая некоторые продукты питания, не вызывающие подозрения, провоцируют у ребенка аллергическую реакцию, но в этих случаях она разворачивается медленнее и протекает не столь тяжело.

КАКИХ ПРИЗНАКОВ ОЖИДАТЬ
Через несколько секунд после инъекции (или укуса, или поглощения пищи) у ребенка разовьются все признаки шока .

ПОМНИТЕ - ШОК ВЫГЛЯДИТ ТАК

Лицо ребенка может сделаться очень бледны; серым
Его кожа на ощупь прохладная и липкая
Пульс у ребенка может стать учащенным и слабым
Ребенок может быть напуганным и беспокойным
Он может чувствовать сильную жажду Он может зевать и ловить воздух ртом
Ребенок может говорить, что все кружится Он может потерять сознание
Ребенок может жаловаться, что его тошнит, или действительно у него начнется рвота.
Ему трудно дышать, он может задыхаться.
У него может наступить приступ чихания.
Может появиться зуд, а кожа приобретет ярко-красный цвет.
Лицо ребенка может стать отечным, особенно вокруг глаз, на коже могут выступить большие красные пятна, называемые "крапивницей".
Пульс будет учащенным и слабым.
Ребенок может потерять сознание.
ЧТО ДЕЛАТЬ
Это - абсолютно неотложное состояние.

 Вы должны как можно быстрее доставить ребенка в больницу. Наберите номер "скорой помощи" и сообщите, что произошло.

 Если ребенок еще в сознании, разговаривайте с ним спокойно, скажите, что к нему едет врач и вы хотите, чтобы он лежал (поскольку именно это положение поможет ему больше всего).

 Однако, если у него трудности с дыханием, несмотря на то что он в шоке, вам надо его посадить при условии, что он не чувствует слабости или его не тошнит; в последнем случае придайте ему положение "выздоравливающего". Постарайтесь выбрать максимально удобное положение, но внимательно следите за ребенком, чтобы быть уверенным в его безопасности.

 Если он потеряет сознание, освободите ему воздухоносные пути и проверьте дыхание. Обнаружив, что оно прекратилось, немедленно начинайте "азбуку" элементарной реанимации, проводите ее до приезда "скорой помощи".

А - ВОЗДУХОНОСНЫЕ ПУТИ (свободны ли они?)

В - ДЫХАНИЕ (дышит ли ребенок?)

С - ЦИРКУЛЯЦИЯ (бьется ли его сердце?)

За последнее время отмечено небольшое увеличение детской смертности от аллергических приступов. Это беспокоит специалистов по аллергии, и многие из них считают, что родителям таких детей следовало бы иметь дома нужное лекарство, а не ждать, пока его доставят по экстренному вызову. 

Профилактика нарушения осанки у детей дошкольного возраста

 

Болезни позвоночника - одна из основных причин потери трудоспособности, ухудшения качества жизни и инвалидизации. Очень часто предрасполагающими факторами этой патологии являются различные нарушения осанки, проявляющиеся ещё в детском возрасте. Совершенно очевидна актуальность воспитания правильной осанки у детей, своевременное выявление нарушений и их активное устранение.

Осанка считается нормальной, если голова держится прямо, грудная клетка развёрнута, плечи находятся на одном уровне, живот подтянут, ноги разогнуты в коленных и тазобедренных суставах.

Осанка человека не только сказывается на красоте его фигуры, всём внешнем облике, но и оказывает прямое влияние на его здоровье.

При её ухудшении нарушается функция дыхания и кровообращения, затрудняется деятельность печени и кишечника, снижаются окислительные процессы, что ведёт к понижению физической и умственной работоспособности. Дефекты осанки часто вызывают нарушения зрения (астигматизм, близорукость) и морфо-функциональные изменения в позвоночнике, ведущие к сколиозам, кифозам и остеохондрозу.

Формирование осанки у человека продолжается в течение всего периода роста. Уже к концу первого года жизни у ребёнка образуются четыре естественных (физиологических) изгиба позвоночника: шейный и поясничный - выпуклостью вперёд, грудной и крестцово-копчиковый - выпуклостью назад. Крестцово-копчиковый кифоз формируется первым, ещё на этапе внутриутробного развития. Когда ребёнок научится понимать и удерживать головку, появится шейный изгиб (лордоз) позвоночника. Грудной кифоз формируется во время сидений малыша, а поясничный лордоз, когда он начинает ползать, становиться на ноги и ходить.

Чёткие, естественные изгибы позвоночника образуются к 6-7 годам жизни ребёнка. Они играют очень важную роль в предохранении внутренних органов и головного мозга от толчков и сотрясений, так как позвоночник приобретает способность пружинить при движениях стоп.

У детей дошкольного возраста дефекты осанки выражены обычно нерезко и не являются постоянными. Наиболее частый дефект - вялая осанка, для которой характерны чрезмерное увеличение шейного и грудного изгибов позвоночника, слегка опущенная голова, опущенные и сдвинутые вперёд плечи, запавшая грудная клетка, отстающие от спины (крыловидные) лопатки свисающий живот; нередко ноги слегка согнуты в коленных суставах. На основе вялой осанки позднее могут сформироваться плоская, круглая и кругло-вогнутая спина, а также боковые искажения (сколиотичная осанка) или комбинированное искажение.

Дефекты осанки могут отрицательно влиять на состояние нервной системы. При этом маленькие дети становятся замкнутыми, раздражительными, капризными, беспокойными, чувствуют себя неловкими, стесняются принимать участие в играх сверстников. Дети постарше жалуются на боли в позвоночнике, которые возникают обычно после физических или статических нагрузок, на чувство онемения в межлопаточной области.

Поскольку на рост и формирование осанки оказывают влияние условия окружающей среды, родители и сотрудники дошкольных учреждений, должны контролировать позы детей при сидении, стоянии, ходьбе.

Важное значение имеют:

  Своевременное правильное питание;

  Свежий воздух;

  Подбор мебели в соответствии с длиной тела;

  Оптимальная освещённость;

  Привычка правильно переносить тяжёлые предметы;

  Привычка правильно сидеть за столом;

  Расслаблять мышцы тела;

  Следить за собственной походкой.

Главным действенным средством профилактики дефектов осанки является правильное и своевременно начатое физическое воспитание.

Специальные упражнения для формирования правильной осанки должны входить в утреннюю гимнастику детей уже с 4-х лет. С этого же возраста необходимо воспитывать навыки правильной осанки: при сидении на стуле и за столом.

Особенно портит осанку неправильная поза при письме, чтении, просмотра телевизора, играх на компьютере. Высота стола должна быть на 2- 3 см выше локтя опущенной руки ребёнка. Высота стула не должна превышать в норме высоту голени. Если ноги на достают до пола, то следует подставить скамейку, чтобы ноги в тазобедренных и коленных суставах были согнуты под прямым углом. Садиться на стул нужно так , чтобы вплотную касаться спинки стула, сохраняя поясничный изгиб (лордоз). Расстояние между грудью и столом должно быть равно 1,5- 2 см (ребром проходит ладонь), голова слегка наклонена вперёд.

Отрицательное влияние на формирование осанки оказывает излишне мягкая постель. Матрац должен быть жёстким (ватным) и обязательно ровным, таким, чтобы в середине его не образовывалось провала, а подушка - невысокой (15- 17 см ). Сон на мягкой постели с высоким изголовьем затрудняет дыхание.

Воспитание ощущений нормальной осанки приобретается посредством многократного повторения правильного положения тела: лежа, сидя, стоя. С этой целью рекомендуется включать в комплекс утренней гимнастики и самостоятельных занятий:

  Упражнения, стоя у зеркала. Ребёнок перед зеркалом несколько раз нарушает осанку и снова с помощью взрослого её восстанавливает, развивая и тренируя мышечное чувство;

  Упражнения у вертикальной плоскости (стена без плинтуса, дверь, фанерный или деревянный щит). Ребёнок становится к плоскости, прикасаясь к ней пятками, икрами, ягодицами, лопатками и затылком. Даются различные динамические упражнения: отведение рук, ног в стороны, поднимание на носки, приседания. Дети выполняют несколько статических упражнений: напряжение мышц - от 3 до 6 сек., расслабление - от 6 до 12 сек.

  Упражнения с предметами на голове (кубики, подушечки, наполненные песком, мелкой галькой, опилками), установленными на темени, ближе ко лбу, способствуют воспитанию рефлекса правильного держания головы и умения напрягать и расслаблять отдельные группы мышц. К этим упражнениям относятся: ходьба, при этом руки сводятся перед грудью и разводятся в стороны; ходьба на носках, полусогнутых ногах; ходьба на коленях; ползание на четвереньках; приседания, не уронив при этом положенный на голову предмет.

  Упражнения на координацию движений. Здесь весьма полезны упражнения в равновесии и балансировании: стойка на одной ноге, ходьба по бревну, скамейке с предметом на голове и повороты.

Все эти упражнения способствуют развитию чувства правильной позы тела, развивают статическую выносливость мышц шеи и спины, воспитывают сознательное отношение к своей осанке.

Следует проводить и профилактику плоскостопия, так как уплощение стопы нарушает опорную функцию ног, что сопровождается изменением костного скелета таза и позвоночника. Упражнения для профилактики плоскостопия проводятся в начале и в конце комплекса оздоровительной гимнастики.

 Ротавирусная инфекция

Как происходит заражение?

Источник болезни – больной или вирусоноситель, т. е. Человек без      выраженных клинических признаков болезни,

выделяющий ротавирусы. При контакте с такими людьми происходит заражение,   особенно среди детей.

Если больной человек не соблюдает правил личной гигиены (мытье рук после туалета), ротавирус в больших количествах попадает к нему на руки. Затем начинает действовать контактно-бытовой путь передачи – через рукопожатие, предметы обихода на работе, дома, а также через пищевые продукты.

Симптомы.

Инкубационный (скрытый) период болезни от 15 часов до 2-3 суток.

Характерна триада симптомов:

Повышение температуры, но не выше 37-38 С.

Рвота (однократная или многократная в течение 1,5 суток).

Понос (разжиженный, кашицеобразный, затем водянистый).

Появляются несильные ноющие или схваткообразные боли в животе, громкое урчание.

Как защититься?

Необходимо тщательно мыть руки после посещения туалета, возвращения с улицы, а также перед тем, как начать готовить или употреблять пищу.

Необходимо употреблять только кипяченую воду.

Перед едой хорошо мыть овощи и фрукты чистой проточной водой.

Если же в семье возникло заболевание, лучший способ избавиться от вируса в домашних условиях – это кипячение (около 65 С) посуды, игрушек, постельного белья и дезобработки горшков и унитазов.

 



Волгоград 2008-2024

Сайт создан на конструкторе ОШКОЛЕ.РУ